ФГОС ДО

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №
1155.
Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года
Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ с учётом
Конвенции ООН о правах ребёнка.
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт образования
(далее Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к
дошкольному образованию
Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования,
возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее
– Программа)

В основе ФГОС заложены следующие основные принципы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства,
как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без сяких
условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период
есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и
детей,
- уважение личности ребёнка,
- реализация Программы дошкольного образования в формах специфических для детей
дошкольного возраста.
В ФГОС дошкольного образования учитываются:
- индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья,
- возможности освоения каждым ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Основные принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского
развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребёнка; при котором см ребёнок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация
дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным
участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОУ с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных
видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении
качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования
на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных
программ, их структуре и результатам освоения;
- сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня
дошкольного образования
Стандарт направлен на решение следующих задач:
- охрана и укрепление психофизического здоровья детей, в том числе их
эмоциональное благополучие;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее –
преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального
общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурых ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных
форм дошкольного образования;
- формирование социокультурной среды соответствующей возрастным и
индивидуальным, биологическим и физическим особенностям детей;
- обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи, повышение
компетентности семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей
Стандарт является основой для:
- разработки Программы;
- разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного
образования (далее-примерные программы);
- разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и
нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере
дошкольного образования;
- объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации
требованиям Стандарта;
- формирование содержания профессионального образования и дополнительного
профессионального образования педагогических работников, а так же проведения их
аттестации;
- оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их
физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития.
Стандарт включает в себя требования к:
- структуре Программы и её объёму;
- условиям реализации Программы;
- результатам освоения Программы
Требования к условиям реализации Программы:
- требования к психолого-педагогическим условиям;
- к кадровым условиям;
- материально-техническим условиям;
- финансовым условиям;
- к развивающей предметно-пространственной среде

Указанные требования направлены на создание ситуаций развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной
среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие
психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей;
- формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми
соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребёнка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
- защита детей от всех форм психического и физического насилия;
- поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья,
вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность
При реализации программы можетпроводиться оценка
индивидуальногоразвития детей:
- оценка индивидуального развития ребёнка производится педагогическим работником
в рамках педагогической диагностики с целью изучения индивидуального развития
детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических
действий.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
- индивидуализация образования ( в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или для профессиональной коррекции особенностей его
развития);

- оптимизация работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития, т.е.
выявление и изучение индивидуальных психологических особенностей детей, которую
проводят квалифицированные специалисты – педагоги-психологи. Участие ребёнка в
психологической диагностике допускается только с согласия его родителей
(законных представителей). Результаты психологической диагностики могут
использоваться для решения задач психологического сопровождения, проведения
квалифицированной коррекции развития детей.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1. Обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребёнком;
- уважительное отношение к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям;
2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности
в различных видах деятельности (игровой, проектной, познавательной и т.д.);
3.Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в
том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а так же имеющим различные (в том числе
ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать
конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников.
4. Построение вариативного развивающего образования через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,
общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и
художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства;
- оценку индивидуального развития детей.
5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребёнка.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Должна быть:
- содержательно- насыщенная,
- трансформируемая,
- функциональная;
- вариативная,
- доступная,
- безопасная
Требования к кадровым условиям реализации программы
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна
соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином
квалификационном справочнике должностей работников образовании утверждённым
приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа
2010 года № 761, с изменениями, внесёнными Приказом Министерства
здравоохранение и социального развития РФ от 31 мая 2011 года № 448
Требования к материально-техническим условиям реализации Программы
включают:
-требования, определяемые в соответствии с СанПиН;
- требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями детей;
- оснащённость помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- требования к оборудованию, оснащению учебно-методическими комплектами.
Требования к финансовым условиям реализации Программы
Финансовые условия реализации Программы должны:
- обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации
и структуре Программы;
- обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса, учитывая вариативность и индивидуальность
траекторий развития детей;
- отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а
так же механизм их формирований.
Требования к результатам освоения Программы
Требования стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе уровня завершения
дошкольного образования

Целевые ориентиры дошкольного
образования. Портрет выпускника детского
сада.
Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ДО ориентирован не только на поддержку
«разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки. ФГОС является
стандартом качества ДО, качества полноценной творческой жизни детей в ДОО. Принятие
Стандарта приведет к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный
статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольного учреждения, воспитателей. Стандарт
нацелен на создание комфортных условий для воспитания ребенка и на обеспечение у него
мотивации
к
обучению,
познанию
и
творчеству.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в
школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути
непрерывного
образования
в
жизни
человека.
За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая
диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её
составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как
главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС
дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для
чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН,
заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания,
умения
и
навыки
ребёнка.
Требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров
образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики
возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К ЦО ДО относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка
на
этапе
завершения
ДО:
1.
Инициативность
и
самостоятельность
в
разных
видах
деятельности.
2.
Способность
выбирать
себе
род
занятий.
3. Уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим.
4.
Обладание
чувством
собственного
достоинства.
5.
Взаимодействие
со
сверстниками
и
взрослыми.
6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.
7.
Подчинение
разным
правилам
и
социальным
нормам.
8.
Проявление
творческих
способностей.
9. Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики).
10.
Способность
к
волевым
усилиям.
11.
Проявление
любознательности.
12.
Склонность
к
наблюдению,
экспериментированию.
13.
Способность
к
принятию
собственных
решений.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких
рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические
характеристики
возможных
достижений
ребенка.
Целевые
ориентиры
на
этапе
завершения
дошкольного
образования:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников
по
совместной
деятельности;

• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим
людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и
прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки
грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями,
может
контролировать
свои
движения
и
управлять
ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может
соблюдать
правила
безопасного
поведения
и
личной
гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь
на
свои
знания
и
умения
в
различных
видах
деятельности.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были
сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве
мотивации – игру, развлечение или познание? Это целевые ориентиры, которые позволяют понять,
в каком направлении нужно двигаться. Они служат основанием для финансовых расчётов – что
учредителю нужно в детский сад вложить с точки зрения финансовых, материальных ресурсов,
чтобы предоставить возможность максимального достижения целевых показателей.
Но эти целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня
развития.
Это
принципиальный
момент.
ЦО не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы
не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников.
целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме
тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов
измерения
результативности
детей).
При реализации программы может приводиться oценка индивидуального развития детей
педагогическим
работником
в
рамках
педагогической
диагностики.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для
решения
следующих
образовательных
задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2)
оптимизации
работы
с
группой
детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и
изучение
индивидуально-психологических
особенностей
детей),
которую
проводят
квалифицированные
специалисты
(педагоги-психологи,
психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей
(законных
представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
В дошкольной педагогике любят дифференцировать детей на сильные и слабые группы. Если уж и
давать оценку развитию ребенка, то только сравнивая его с самим собой. Это позволяет увидеть
динамику
развития
ребёнка,
скорректировать
работу
воспитателя.
Как же будет оцениваться результативность освоения ООП? В Стандарте четко определено, что
развитие ребенка не является объектом измерения и оценки. Согласно Стандарту, верным будет
скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата,
которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о
личностных
результатах.
В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки
самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку
развиться, открыть какие- то способности, преодолеть проблемы, найти индивидуальный подход.
Для достижения данного социального портрета выпускника в соответствии с ФГОС ДО должны
выполняться требования, предъявляемые к реализации общей образовательной программы:
требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым
условиям,
а
также
к
развивающей
предметно-пространственной
среде.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы
настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста
предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Даю согласие на обработку данных


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».