Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда- это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации. В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ДЕТИ с ОВЗ)
Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.
Категории детей с ограниченным здоровьем:
- с расстройством поведения и общения;
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с отсталостью умственного развития;
- с задержкой психического развития.
Основные положения и понятия, закрепленные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
Индивидуальный учебный план- учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Инклюзивное образование- обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Адаптированная образовательная программа- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья- условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Оборудованных учебных кабинетов, объектов для
проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и
воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лиц с ОВЗ в ДОУ нет.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Оборудованных учебных кабинетов, объектов для
проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и
воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лиц с ОВЗ в ДОУ нет.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Оборудованных учебных кабинетов, объектов для
проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и
воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лиц с ОВЗ в ДОУ нет.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Оборудованных учебных кабинетов, объектов для
проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и
воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лиц с ОВЗ в ДОУ нет.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В ДОУ создаются условия доступности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья:
разработан паспорт доступности учреждения с учетом
всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На центральной входной двери оборудована специальная
кнопка вызова .
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к
играм и игрушкам.
Конструктивные особенности зданий не предусматривают
наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тактильные плитки, напольные
метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений,
приспособления для туалета, кровати и матрасы специализированного назначения в
образовательной организации отсутствуют. При необходимости инвалиду или лицу с
ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия питания
В детском саду организовано 4-х разовое питание в соответствии с основным двухнедельным
меню, утвержденным заведующим детского
сада.
Питание удовлетворяет физиологические потребности детей в основных пищевых
веществах и энергии.
Завтрак состоит из горячего
блюда (молочная каша) горячего напитка (чай, чай с молоком).
Обед включает первое блюдо (суп, борщ), второе блюдо (гарнир
и блюдо из мяса, рыбы или птицы), салат, напиток (компот, сок).
Полдник состоит из напитка
(кисломолочные напитки) и булочных или кондитерских изделий.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в детском саду
предусмотрено ежедневное использование в питании следующих продуктов: молоко,
мясо или рыба, картофель и свежие овощи, свежие фрукты ,хлеб пшеничный и
ржаной, сливочное масло , сахар и соль.
Остальные продукты: творог, сметана, яйцо, сыр включаются 2-3 раза в
неделю.
Для детей разного возраста должны соблюдаться объемы порций
приготавливаемых блюд.
Специальные условия охраны здоровья
Охрана и укрепление
здоровья воспитанников детского сада,
в том числе инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья,
осуществляется
в соответствии с нормативными документами
Федеральным законом от 29.12.2012г
№273-ФЗ" Об образовании в Российской
Федерации"
СанПин2.4.3648-20 утвержден
Постановлением Главного государственного санитарного
врачаот 28.09.2020 № 28.
Уставом МБДОУ детский сад № 10
" Радуга"
В ДОУ проводятся:
-текущий контроль засостоянием здоровья
воспитанников;
-контроль за выполнением норм питания;
-санитарно-гигиенические, профилактические, оздоровительные
мероприятия;
-мероприятия, направленные на соблюдение
санитарно-эпидемиологических норм и правил;
Охрана
здоровья воспитанников ,
в том числе инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями , включает:
-оказание
первичной помощи;
-организацию
питания;
-организацию и
создание условий для профилактики заболеваний и
оздоровления воспитанников,
для занятия ими
физической культурой и спортом;
-прохождение
воспитанниками периодических медицинских осмотров и
диспансеризации;
-обеспечение
безопасности воспитанников во время пребывания в
детском саду
-проведение
санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий
Оздоровительная
работа включает в себя:
Профилактические мероприятия,
общеукрепляющая терапия.
Организация рационального питания;
двигательная активность во время образовательного
процесса.
Работа с детьми по воспитанию
культурно-гигиенических навыков и формирование
здорового образа жизни.
Комплекс закаливающих мероприятий;
использование здоровьесберегающих технологий и методик.
Медицинское обслуживание проводится
на договорной основес МБУЗ ЦРБ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использованияинвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается
доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и
лицами с ОВЗ. На сайте ДОУ есть версия для
слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические
средства обучения коллективного и индивидуального пользования для
инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежития,
интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии,
интерната для иногородних обучающихся в ДОУ нет.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежития,
интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии,
интерната для иногородних обучающихся в ДОУ нет.