Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
При создании предметно-развивающей среды МБДОУ детский сад № 10 "Радуга" учтены возрастные и индивидуальные особенности детей.МБДОУ детский сад № 10 "Радуга"располагает необходимой материально-технической базой и оборудованием для реализации образовательной программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, санитарно - гигиеническими требованиями и примерным перечнем игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений.
Оборудованные учебные кабинеты
Объекты для проведения практических занятий
Библиотека
В МБДОУ детский сад № 10 "Радуга"отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку.
Книжный фонд, составляющий библиотеку МБДОУ, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях, включает в себя:
- книги для педагогов (методическая и справочная литература);
- книги для воспитанников (сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей).
Детские книги подобраны в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования и возрастными особенностями воспитанников. Также в соответствии со стандартами дошкольного образования для осуществления образовательного процесса детский сад в необходимой степени укомплектован наглядными демонстрационными материалами.
Объекты спорта
Средства обучения и воспитания
"Современные образовательные
технологии, реализация новых методов обучения и воспитания детей дошкольного
возраста"
Современные
образовательные технологии успех развития всех участников образовательных
отношений.
Основная задача педагогов дошкольного
учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные
педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели
развития личности и направлены на реализацию государственных стандартов
дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в
педагогической технологии является позиция ребенка в
воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны
взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения:«Не
рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению
ребенка как личности.
Сегодня насчитывается больше сотни
образовательных технологий.В нашем детском саду наиболее часто мы
используем следующиесовременные образовательные технологиив
организации учебного процесса:
·
здоровьесберегающие технологии;
·
технологии проектной деятельности;
·
технологии исследовательской деятельности;
·
интерактивные технологии рассматриваются в двух
значениях:
1)*
технологии построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера
— это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
2)*
организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без
использования компьютера — это интерактивные педагогические технологии;
·
Технология
проблемного обучения в детском саду
·
технология портфолио педагога;
·
игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных
технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного
процесса в ДОУ.
Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить
их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса в детском саду без негативного
влияния на здоровье детей.
Для обеспечения комплексного подхода к
охране и улучшению здоровья воспитанников в нашем ДОУ используются различные
виды современных здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния
здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, профилактика многих
заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации
питания и т.д.);
- физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные
мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация
прогулок и т.д.)
- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению
здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по
формированию у них валеологической культуры);
- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с
инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация
к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических
особенностях дошкольников);
- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических
знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды
здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных
факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Технологии проектной деятельности.
В нашем детском саду каждый педагог использует технологию проектной
деятельности, реализуется комплекс
проектов для каждой возрастной группы «Галерея проектов», которая носит характер сотрудничества, в ней принимают
участие не только дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие
члены семьи. Родители являются не только источниками информации, реальной
помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и
становятся непосредственными участниками образовательного процесса, это
помогает им обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности
и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на
интересах детей.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта осуществляет
как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития.
В 2022-2023
учебном году наши педагоги разработали и реализовали более 10 проектов различной тематики и направленности
("Добрый мир"
воспитание духовно-нравственной культуры, «Три кота» (театрализованная
деятельность), Дорожная азбука, Опыты и эксперименты, Здоровоепитание,
залог здоровья!, «Мультистудия – как
фактор познавательного, коммуникативного и творческого развития детей», «Юные
феи» и другие).
·
новых форм сотрудничества семьи и детского сада;
Технология исследовательской деятельности
Дети по природе
своейисследователи.Исследовательская, поисковая активность –
естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он
хочет егопознавать.
Цельисследовательской
деятельностив нашем детском саду - сформировать у дошкольников основные
ключевые компетенции, способность кисследовательскому типу мышления.
Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им
помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.
В своей практике мы
используем различные виды познавательно-исследовательской деятельности.
Наши воспитанники любят
занятия по:
1. экспериментированию, с удовольствием проводят опыты
·
Состояние и превращение вещества.
·
Движение воздуха, воды.
·
Свойства почвы и минералов.
·
Условия жизни растений.
2. занимаются коллекционированием
·
Виды растений.
·
Виды животных.
·
Виды строительных сооружений.
·
Виды транспорта.
·
Виды профессий.
3. Путешествуют по карте экологической тропы на
участке ДОУ, изучая:
·
Стороны света.
·
Рельефы местности.
·
Природные ландшафты и их обитатели.
·
Части света, их природные и культурные«метки»—
символы.
Информационно-коммуникационные технологии
(ИКТ)
Информационно-коммуникационные технологии
в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов,
технических и инструментальных средств вычислительной техники в
учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования
деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и
других специалистов), а также для образования, развития и воспитания детей.
Через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных
технологий в нашем саду повышается
качество образования.
Каждый педагог нашего детского сада
занимается:
·
Подбором иллюстративного материала к
занятиям и для оформления стендов, группы;
·
Подбором дополнительного
познавательного материала к занятиям;
·
Обмен опытом, знакомство с
периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
·
Оформлением групповой документации,
отчётов.
·
Созданием презентаций для
повышения эффективности образовательных занятий.
·
Оформлением буклетов,
визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям
деятельности;
·
Используют электронную почту,
ведется сайт ДОУ, персональные сайты педагогов, социальные страницы детского
сада, созданы родительские группы в
мессенджерах.
1. . У ребёнка
воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
2. Ребёнок сам ставит
проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок
должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности
и способы её решения.(Исследовательский метод)
Технология портфолио педагога
Портфолио педагога – индивидуальная папка,
в которой зафиксированы личные профессиональные достижения. В наш современный
век новых информационных технологий воспитатель обязан идти «в ногу» со
временем.
Создание собственного портфолио помогает воспитателю:
•систематизировать накопленный опыт,
•определять направление
деятельности,
•показать уровень подготовленности
активности в учебных видах деятельности,
•отслеживать творческий и
профессиональный рост,
•содействовать формированию навыков
самооценки,
•позволит презентовать свои
достижения и направления деятельности.
Педагоги нашего сада собирают четыре вида
портфолио:
1.Бумажное портфолио
2.Портфолио-презентация
3.Электронное портфолио
4.Веб-портфолио – электронное портфолио,
размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах.
Таким образом, технология портфолио
позволяет педагогу самостоятельно проанализировать удовлетворительные и не очень
результаты профессиональной деятельности с тем, чтобы сделать определённые
выводы о дальнейшем продвижении в профессии.
Игровая технология
Игра - это вид деятельности в условиях
ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В практике нашей работы
игровая деятельность выполняет такие функции:
- социокультурную: синтез усвоения богатства культуры,
потенций воспитания и формирование ребенка как личности
- коммуникативную: моделирование разных жизненных ситуаций,
поиск выхода из конфликтов
- самореализации: сфера реализации себя как личности
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для
всех людей социально-культурных ценностей;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного
поведения, самопознание в процессе игры;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей,
возникающих в других видах жизнедеятельности;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в
структуру личностных показателей;
- развлекательную:создание определенного комфорта
благоприятной атмосферы.
Большинству игр присущи
черты:
• свободная развивающая деятельность,
предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса
деятельности, а не только от результата;
• наличие прямых или косвенных правил,
отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее
развития;
•эмоциональная приподнятость деятельности,
соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п..
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью,
возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения
потребности в самоутверждении, самореализации.
Значение игрыневозможно исчерпать и оценить развлекательно-креативными возможностями.
В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна
перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих
отношений и проявлений в труде.
Понятие «игровые педагогические
технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов
организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Технологический подход, то есть новые педагогические
технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их
успешное обучение в школе.
Каждый педагог творец технологии, даже если имеет дело
с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога,
научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным
ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии. Все в наших
руках, поэтому их нельзя опускать.
Человек не может по- настоящему усовершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться другим. (Чарльз Диккенс)
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В
МБДОУ имеется доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для
использованияинвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья.
Информационная база
МБДОУ оснащена: электронной почтой, локальной сетью с выходом в Интернет,
разработан и функционирует официальный сайт МБДОУ, который имеет версию для
слабовидящих.
Разработано и утверждено
Положение об официальном сайте МБДОУ детский сад №10 "Радуга" в сети
Интернет.
Кабинеты и
специализированные помещения оснащены следующим информационно-техническим
оборудованием:
·
компьютеры - 2 шт.
·
принтеры - 1 шт.
·
сканер – 1 шт.
·
музыкальный центр - 1 шт.
·
мультимедийные проекторы - 1 шт.
·
экраны - 1 шт.
· телевизоры - 2 шт.
·
микрофоны - 1 шт.
· интерактивная панель- 2 шт
интерактивная песочница -2 шт.Территория ДОУ оборудована системой внешнего
видеонаблюдения.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям осуществляется на основании договора с АО "ЭР-ТЕЛЕКОМ ХОЛДИНГ" (№RND-B2B00221/61/1
от 10.01.2024 г.).
Доступ воспитанников в сеть Интернет в ДОУ не
осуществляется.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для повышения качества образовательного процесса в детском саду используются электронные образовательные ресурсы: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.
Педагоги активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке.
Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах.
Педагоги МБДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов.
Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ создаются условия доступности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья:
разработан паспорт доступности учреждения с учетом
всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На центральной входной двери оборудована специальная кнопка вызова.Имеется пандус.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к
играм и игрушкам.
Конструктивные особенности зданий не предусматривают
наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тактильные плитки, напольные
метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений,
приспособления для туалета, кровати и матрасы специализированного назначения в
образовательной организации отсутствуют. При необходимости инвалиду или лицу с
ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специальные технические
средства обучения коллективного и индивидуального пользования для
инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежития,
интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии,
интерната для иногородних обучающихся в ДОУ нет.